Lurkmore

Совок/Советские мемы

Закрома родины

Мамаша, пойдемте в закрома…

Ильф и Петров «Золотой теленок»

Закрома родины, также известны как Золото Партии — термин, появившийся во времена Совка. Год за годом в Стране Советов разгоралась «битва за урожай», советским людям по радио и с экранов чёрно-белых телевизоров расписывали, какие неисчислимые богатства собраны в закромах родины, а затем этот же человек шёл в магазин и видел пустые полки. Поневоле закрома родины стали представляться некоей чёрной дырой, куда бесследно проваливаются плоды людского труда. Отправить что-либо в закрома родины значит отдать на разворовывание и разбазаривание. «Хочешь жни, а хочешь куй — все равно получишь хуй/орден/деньги» — так обычно относились к строительству коммунизма советские люди. Сакральный смысл фразы — деньги дадут, но купить за них сможешь разве что тот самый хуй. Орден тоже не особо полезен.

При этом 95%, как обычно, не задумывалось о том, откуда берутся пятиэтажки с бесплатными квартирами, отопление этих квартир, атомные электростанции, бесплатное образование в средних, специальных, ПТУ и высших УЗах, бесплатное здравоохранение, детские садики и прочая, равно как и сколько стоит поддержка мирных афганцев, и война с моджахедами, чтобы они героина поменьше гнали.

Да и сейчас мало кто думает, что прожрать бабло — это одно, купить на это бабло лексус сыну директора — это другое, а выучить за это же бабло нормальных учителей, рабочих и ментов — третье.

С развалом Советского Союза часть денег просрали, либо разворовали дети красных директоров и партийных работников. Но все же что-то осталось. На первое января 2000 года банк России располагал 13 миллиардами долларов. На январь 2005 года запасы валюты в «закромах Родины» составляли уже около 125 миллиардов, а еще два года спустя — 304 миллиарда. Так что цены на нефть решают. Heil Erdöl!

Софья Власьевна

Софья Власьевна сообщает о коммунистической революции на Цейлоне

Софья Власьевна — это бытовавший в эпоху позднего совка эвфемизм для обозначения советской власти, основанный на элементарном фонетическом сходстве. Этакая антропоморфная персонификация партии-правительства, вроде этой вашей СССР-тян, но гораздо менее кавайная. Кто впервые запустил мем в обращение, никто не знает. Автор на знаменитость не напрашивался, и правильно делал.

Следует отметить, что сама Софья Власьевна не очень любила, когда её величали таким именем-отчеством. Так что употребление этого мема само по себе было признаком некоего фрондёрства со стороны употребляющего; мем вышел за пределы диссидентских кухонь только с наступлением перестройки с гласностью. Анон подозревает, что это как-то связано с Бровеносцем В Потемках, а точнее, с его непревзойденной дикцией.

Вообще, отождествление соввласти с женским образом с последующим употреблением по назначению в мозгах диссидентоты всплывает с удручающим постоянством. У Войновича нашего Владимира — практически общее место. К счастью для нас всех, это все происходило задолго до начала культурной экспансии с Луны, и образ остался литературным, не визуальным. А то были бы фан-арты с суровой дамой 50-60 лет в интересной позе. Тебе этого таки надо, дорогой анонимус?

Алсо, некий жыд Аксёнов-Гинзбург пытался уныло форсить мем Степанида Власьевна, видимо считая, что слово Софья (рас. греч. — мудрость) не очень подходит для обозначения совка, но потерпел фейл.

Забугорные мученики за светлую идею

 
1971 кампания по защите Анжелы Дэвис
1971 кампания по защите Анжелы Дэвис
1971. Кампания по защите Анжелы Дэвис
Гарик Сукачев и Неприкасаемые - Свободу Анжеле Девис.avi
Гарик Сукачев и Неприкасаемые - Свободу Анжеле Девис.avi
Свободу Анжеле Дэвис!
Доктор Хайдер снова начал есть!
Доктор Хайдер снова начал есть!
Доктор Хайдер снова начал есть!
Pride - U2 - Martin Luther King
Pride - U2 - Martin Luther King
Pride — U2 «Martin Luther King»

Идолы старшего поколения, сейчас же их постигла судьба древних языческих богов.

Краткая предыстория

«Наша цель — коммунизм» — главный лозунг тех лет. Коммунизм всегда подразумевался как всепланетное явление, поэтому СССР должен был «протянуть руку помощи» иностранным пролетариям и спасти их от ига буржуев. Развивая эту логику, народы мира должны были демонстрировать готовность принять эту помощь, а еще лучше сами совершать революции, а еще лучше это должно произойти именно в Обители Зла! Но с последним пунктом как-то все не клеилось. Какое-то время спасали репортажи о том что «100 тысяч человек вышли на демонстрацию перед Белым Домом» и, вот-вот, «Америке Капец». Но скоро этого стало мало, потому что до людей дошло, что «в позапрошлом году вышли, в прошлом году вышли, и в этом году тоже самое, надоело». Пропаганде требовались харизматичные американские лидеры, настолько опасные, что США начали с ними борьбу.

И они появились:

  • Доктор Хайдер — эпичный тролль и лжец, якобы приковавший себя наручниками у Белого дома и совершивший 218-дневную голодовку против американской военщины. На самом деле, когда врачи заявили ему, что полнота серьезно угрожает здоровью, Хайдер решил совместить приятное с полезным и немножко попротестовать у Белого Дома. Днем сидел на лужайке, а вечером у себя дома, как порядочный обжора, срывался с катушки набрасывался на холодильник. Днем совесть возвращалась к пациенту, и он вновь шел к Белому Дому. Закончив «голодовку», Хайдер выступил с новым заявлением — обвинил СССР в нарушении экологии, но советские граждане о новой инициативе почему-то не узнали.
  • Анжела Дэвис — активистка-правозащитница, связалась с «Черными пантерами», за что и поплатилась. Но пропаганде было пофиг, по советской версии она села за «коммунизмЪ»
  • Мартин Лютер Кинг — лауреат Нобелевской премии мира, борец против расизма. Пожалуй, единственный настоящий мученик из вышеприведенных.

Первым двум персонажам посвящены песни «Неприкасаемых» и «Ноля», отлично передающие истеричный настрой тех лет; Кингу достались хит U2, пиндосский мини-сериал и пуля снайпера. Goodnight, sweet prince.

Кафе «Минутка»

Кафе «Минутка»

Кафе «Минутка» — первая и последняя попытка запилить сеть фаст-фуда при советском строе в default city и ближайших окрестностях. Однотипные сборно-щитовые кафе распространились по Москве в конце 80-х гг. ХХ в., имея более-менее стандартное меню в виде пончиков, фруктовых соков в розлив и всего того, что посередине. Имели характерный внешний вид — два крыла, как бы обнимающие карликовый «внутренний дворик» на 3,5 столика под зонтиками и неясного назначения вертикально ориентированную стеклянную призму на крыше.

После выпиливания СССР сеть кафе развалилась, и здания были проданы различным хозяевам. До нашего времени дожили далеко не все.

Многие кафе подвергались реконструкциям с неизбежным искажением исторического облика. Причём, по части всевозможных трансформаций «Минутки» могут поспорить разве что с автомобилями «Запорожец».