Lurkmore

Яков Перельман

Яков Исидорович с грустью смотрит на эту статью

Яков Перельман (4 декабря 1882, Белосток — 16 марта 1942, Ленинград, евр. рас. : יַעֲקֹב פֵּרֶלְמָן) — известный популяризатор науки в этой стране. Школота, не путать с Григорием Перельманом!

Книжки

В своих креативах Перельман давал ответы на вопросы, возникающие в голове у думающей школоты («Почему небо голубое?», «Как возникают миражи?», «Почему в дырке ничего нет?»), разоблачал мифы, проверял на правдоподобность шушпанцеры Жюля Верна, предлагал задачи, решив которые, юный читатель мог потешить своё ЧСВ. Кроме того, в «Занимательной физике» полностью раскрыта тема вечного двигателя.

Была в «занимательных» книгах ещё одна особенность: каждое новое издание сопровождалось огромным количеством примечаний въедливого редактора, разоблачающего неточности научных выводов автора. В более поздних изданиях появлялись примечания нового редактора, ещё более дотошного, который заметил ошибки в примечаниях своего предыдущего коллеги, ну ты понел.

Примечания вставлял и сам Перельман. Всё дело в том, что серия этих книг была задумана и начала верстаться ещё в конце XIX века. И если в алгебре или геометрии с тех времён изменилось не так уж много, то химия, астрономия и физика за последующие полсотни лет шагнули вперёд так дерзко, что книги просто не успевали перевёрстывать. Поэтому пришлось ограничиваться сносками.

Одна из лулзовых ошибок: Перельман, лелеявший идею космических полётов до того, как они начались, считал, что разглядеть поверхность Земли из космоса будет невозможно — атмосфера помешает. Реальность оказалась веселее: не только всё как на ладони, но и просматривается то, чего рождённым ползать по сраной земляшке узреть не дано (хотя упорыши в ЦУПе отказывались верить, что космонавты с орбиты видят продолжения рек Амазонка и Ориноко в океане). Однако автор, в отличие от многих шарлатанов, не считал свои выводы догмами и соглашался на правки под влиянием новых открытий.

Поэтому рекомендуется помнить при прочтении, что изложенные факты действительны в лучшем случае на момент середины прошлого века. Что, впрочем, не помешает научиться отличать вес от массы, инерцию от ускорения, а также альбедо от либидо. Алсо сведений, почерпнутых в книгах Перельмана, зачастую бывает достаточно, чтобы в пух и прах разнести какую-нибудь околонаучную хуйню, которую отстаивает твой оппонент в споре.

С другой стороны, у «старости» книг Перельмана есть и свои плюсы. Математики тех лет считали, что привычка решать задачи алгебраическими методами портит неокрепшие умы школьников. И самый крутой ученик в классе не тот, кто решил задачу быстрее всех и без помарок, а тот, кто кроме алгебраического решения нашёл и арифметическое, а то и не одним способом. Тема достаточно подробно раскрыта в описании задачи Льва Толстого о косарях.

Гуманитариям на заметку: в своих книгах сабж продемонстрировал и неплохую литературную знашку. Многие его задачи отталкиваются от эпизодов книг русской и зарубежной классики, есть даже целая подборка по «Гулливеру». Кстати, старший брат Якова Иосиф стал впоследствии известным как писатель Осип Дымов. В некоторых работах брата он показан большим знатоком самых простых фокусов для развлечения самой младшей школоты.

Занимательная наука

После «Занимательной физики» сабж раздухарился и настрочил занимательные «…арифметику», «…алгебру», «…астрономию», «…геометрию» и «…механику» (а также «Живую математику»). Во времена Совка книжки авторства Перельмана пользовались бешеной популярностью и издавались миллионными тиражами — 13 лямов вышло только в СССРии. Список же книг Перельмана можно невозбранно подсмотреть в Педивикии.

Словосочетание «Занимательная <название темы>» стало определённым мемом. Перельман приучил несколько поколений, что книжки с такими названиями — это полезно, понятно и увлекательно. Поэтому самые разные люди начали эксплуатировать эту фишку. Покопавшись в интернет-библиотеках, можно найти кучу книг — от «Занимательной кулинарии» до «Занимательной шизофрении», не говоря уже о столь любимой дошкольниками книжке-раскраске «Занимательные уравнения Коши — Римана», выпущенной на русском языке охуевшими студентами ТАУ, причём не только для лулзов, но и в качестве реального учебного пособия. К прочтению строго рекомендуется «Занимательная ядерная физика» К. Н. Мухина или «Занимательная Греция» филолога Гаспарова — чтиво в лучших традициях Перельмана.

Био

Являясь по образованию лесоводом, профессий освоил несколько, главная из которых — популяризатор науки: не имея никаких научных наград и званий, писал винрарные книжки для школьников.

Счастливо пережил репрессии 1930-х и умер от голода (до последнего дня обучая разведчиков, матросню и пихоту, куда указывает иголка, плавающая в воде (!)[1], и где самое уязвимое место у танка/рельса/бревна/чего угодно) в блокадном Ленинграде.

Там же заделал няшне музей, который, к несчастью, выпилили фошысты.

А ещё он предложил законопроект о вводе декретного времени. Так что именно ему мы обязаны тем, что до 2010 года просыпались на час раньше, чем положено по этому нашему поясному времени (не путать с летним)!

Ссылки

Примечания

  1. Посредством парафина или воска с горящей свечи, например


w:Яков Перельман