Масленица — языческий праздник, а также старый мем конца 2006-го года за авторством профессора И. В. Филина, преподавателя некоего shaltai_baltai. Согласно легенде, профессор задал своим студентам непосильную задачку, о которой означенный Шалтай сделал в сообществе psyconsulting такой пост:
Обращаюсь к вам по следующему вопросу, так как именно вас мне посоветовали, как сообщество, в которым есть люди, способные помочь, но сначала опишу ситуацию.
Описываю ситуацию. В нашем инсте лекции читает один преинтереснейший человек — И. В. Филин. Как-то раз на одной из своих 1-х лекций, он решил нас немного развлечь и продемонстрировал нам интересную брошюрку «Фрейд: новые иллюстрации», которая заключала в себе подборку картин, написанных душевнобольными людьми, в частности больных шизофренией и ее наиболее тяжелыми формами. Развлечение заключалось вот в чем: он показывал нам картину, а мы пытались угадать ее название, конечно же, мы потерпели фиаско, но в конце была показана картина, название которой мы с легкостью узнали. Все же она таила собственную загадку. Она, так же как и все другие картины, показанные нам тогда, была написана человеком душевнобольным, название болезни я сейчас вам сказать не смогу, но суть ее была в том, что человек не видел вокруг себя НИЧЕГО, кроме своих фантазий и желаемого (только вдумайтесь). Название картины — «Масленица». Долгое время она висела в холле гостиницы «Украина», но никто даже не подозревал, что ее художник — глубоко больной человек.
Интрига вот в чем. Преподавателям были поставлены следующие условия: в этой картине есть признак, который со 100%-й вероятностью показывает, что художник — с психическими отклонениями <…>
Рассуждая о природе сего явления, участники сообщества сгенерировали 56 страниц чистого безумия, в ходе рассуждений перебрав не один десяток версий относительно происходящего на картине и самого автора.
Примеры копипасты
Люди и лошади
Люди в повозках — пациенты психушки (желтого дома, изображенного на заднем плане), поэтому у них такие печальные, нерадостные лица.
Людей в повозках куда-то (насильно) увозят навсегда, они сидят неподвижно, что подчеркивает трагичность ситуации.
Люди в повозках мчатся с праздника на большой пожар, отблески которого можно увидеть на снегу.
Люди напряженно смотрят на зрителя. Они увидели что-то пугающее, а бежать и прятаться им негде, так как в домах нет дверей (или доступ к ним перекрыт). Уклон холма таков, что сани и кони все равно сползут к реке. Людям на заднем плане до них нет никакого дела.
Лошади не скачут, а крутятся в водовороте.
Люди на конях не живут в картине, не живут в мире, а пребывают где-то между. Они смотрят на нас, но выбраться не могут.
Саней на самом деле нет — люди стоят по колено в свежевырытых могилах или сидят на тряпках.
Уши у ушанок возниц торчат, как рога у чертей.
Центральная повозка вообще горит.
Лыжники, стоящие на маленькой горке, катятся вниз. Внизу находится покрытая льдом река, куда они неминуемо провалятся и погибнут.
Лошади бегут, а сани стоят.
Одежда пассажиров символизирует градации цветов типичного пламени (проверьте на спичке): синий, красный, жёлтый. На других санях как бы тлеют угли (жёлтый, красный, чёрный), но гармонисты уже раздувают меха. Классическая градация элементов: земля, вода, огонь, воздух.
У извозчика на средних санях на шею петлей накинуты вожжи, у крайних в руках петли.
Автор на всех лицах изобразил свое собственное лицо.
Силуэты троек расположены так, что все вместе напоминают волну.
Ноги лошадей очень похожи на такие маленькие шестипалые ручки, которые скребутся, царапаются и выскребают мозг. Или на паука.
В пассажирах повозок (особенно центральной) автор изобразил близких ему людей (например, медсестер, которые к нему хорошо относились). Женщина в синем — возможно, его мать.
Лошади — это машины, люди — светофоры. На картине изображен нерегулируемый перекресток со сломанными светофорами. Одно мгновение до неминуемой аварии.
Первая (сверху) тройка лошадей выступает, как ниоткуда. Две остальные тройки явно не могут вместить рядом третью, вот и не в тему.
Изображены люди, которые заняты праздником, и до автора никому нет дела. Автор погибает (захлебывается, ему нечем дышать), поэтому рисует упряжки с лошадьми, которые могут его вытащить.
Художник изобразил ад и ТРИ тройки! А три тройки — это девять! Перевернутое дает шесть. Три шестерки передних копыт — это число зверя! Художник явно сошел с ума на Апокалипсисе.
Продолжая тему Апокалипсиса — в каждой повозке отнюдь не лошади, а церберы, пришедшие из преисподней. При внимательном рассмотрении становится понятно, что это совсем не три лошади в каждой повозке, а один монстр с тремя головами, имеющий 8 паучих лап (2 задних и 6 передних), и с тремя хвостами. Заметим так же, что глаза этих чудовищ горят белым светом, символизируя их одержимость Люцифером. Также правые головы каждого цербера мертвы и болтаются на ветру, показывая, что ненормальных вытащили насильно, и, когда их сажали в гроб, они попытались сопротивляться и смогли умертвить одну из голов цербера. Теперь картина набирает новый смысл — псы из преисподней прибыли за ненормальными, чтобы отправить их прямиком в ад, посадив в горящие гробы и забрав всякую надежду на спасение. Рогатые наездники указывают путь, баянист играет «Прощание славянки». Позади видны следующие жертвы, за которыми обязательно прибудут церберы с чертями на спинах: женщина и её подруга с ребенком в коляске, которые провалятся под лед, когда огни ада, исходящие из под гробов, растопят реку, и несколько лыжников, которые провалятся под лед, раньше чем он успеет растаять. Светлый православный праздник превращается в настоящее торжество ада.
Дома
Деревенские постройки сочетаются с городскими.
Желтый дом с решетками на окнах — психушка. В этом доме не горит свет. Потому что:
пациентов не пустили на праздник, уложили их спать
пациенты все выехали оттуда на повозках праздновать
У дома, где стоят женщины, есть балкончик, а выхода на него нет.
Бросается в глаза отсутствие в домах дверей. Единственный проем, который может быть намеком на дверь, закрывает женщина с коляской.
Свет в домах есть, а линий электропередач на картинах нет.
Справа и слева картины художник изобразил одну и тут же группу домов, но с разных ракурсов.
Слева — вид спереди, справа — вид сзади.
Дома стоят на льду, на поверхности замерзшего озера.
Пространство картины
Картину можно разрезать на две части, верх и низ, которые могут существовать независимо:
вверху спокойный ночной пейзаж, мир реальных людей, внизу бешеные гонки сумасшедших;
вверху реально существующее, внизу то, что видно только автору и существует исключительно в его воображении.
Картину можно разрезать вертикально на две части и получится как бы два кадра одного и того же события. Повторяющийся сюжет, правая часть — частичная копия левой.
На картине изображено всего три предмета — один коричневый дом, один желтый дом, и одни сани с лошадьми. Но художник рисует эту композицию три раза, с разных сторон, с разными деталями.
Искаженная перспектива, отсутствие обозначений ветра, статичность поз указывает на то, что действие происходит под водой. Воздух в этой картине является водой.
Дело происходит на небе. Цвет домов и других желтых пятен в композиции принимается художником за солнце, пробивающееся сквозь облако.
Картина создает ощущение вакуума.
Все на картине вращается вокруг одной точки, как внутри юлы (волчка). Мир зациклен, все бесконечно движется по кругу.
Пространство картины заполнено водой, и все происходит под водой.
Картина похожа на карусель. Синее пятно в центре — центр, вокруг не холм, а вращающийся диск. Если разрезать картину горизонтально, тройки летят в пропасть.
Все происходящее на картине засасывается в огромную воронку.
В картине нет устойчивости, как бы скатываешься.
Если перевернуть картинку, то все как бы стекает в воду (небо на картине является водой). Все засасывает в это озеро.
Своей перспективой картина похожа на новогодний сувенирный шар.
На заднем плане не небо, а море. Все изображенное находится на маленьком островке в океане, и лошади мчатся в воду.
Наполненный снежинками воздух — ни что иное, как рябь на воде.
В левом нижнем углу находится река (куда могут упасть и лыжники, и кони).
Холм — это вулкан, а снег — вулканический пепел.
Полускрытое домом тёмное пятно — это центр ВОДОВОРОТА. Картина скручивается в водоворот, справа это очевидно по следам от саней и далее по направлению склона, слева (не столь очевидно) — линия от полутени на снегу.
В картине нет центра — он пустой, все объекты находятся по периметру картины.
Картина вызывает головокружение.
Может быть, это автопортрет? В профиль, лицом вверх. Лоб — там где перевернутый желтый дом слева, на месте дома с красными ставнями — дырка от (для) глаза, потом перспектива искажается: нос остается где-то за домами помельче, а губы съезжают вправо, там где ложбинка и 2 чувака стоят. В левом нижнем углу — волосы.
Картина напоминает больничную койку, застеленную белоснежной простыней и с подушкой, лежащей на ней. Художник, видимо, выступает тут в роли наблюдателя. Он придумал сценку, которую разыграл прямо на больничной койке: все такое белоснежное — значит пускай будет снегом. Стена за кроватью — это небо. А тут, вместо пустого пространства (тот изгиб, где кончается койка), пускай течет речка. В пустующей же части простыни он насадил деревьев, выстроил дома, вообразил людей и сани с запряженными в них лошадьми.
Не хватает теней, и непонятно, откуда идет свет.
В картине нет композиции. Нет целостности. Каждый объект является самостоятельным и никак не связан с другими. Картина просто не воспринимается целиком.
Вокруг поляны-холма можно разглядеть штук пять медведей. Люди веселятся, не зная, что на них хотят напасть медведи. Чувак боялся неожиданного нападения диких зверей.
если убрать людей, и оставить только дома, то получится кладбище
кусок земного шара, вид из космоса
живот беременной женщины
Что мы услышим?
удары плетей по лошадям и звук аккордеона
оглушающую тишину
лошадиный топот и громкий храп (ржание?)
шум бурлящей реки
Автор этой работы…
Смотрит на происходящее из окна психушки.
Видит себя
снеговиком, который скоро растает
солнцем или богом, на которого смотрят люди в санях
чучелом, которое скоро будет сожжено
кучером центральной тройки, который спасает от смерти близких ему людей
птицей на дереве
повешенным, который висит на дереве, люди едут мимо и ничем не могут помочь
костром для чучела
весной, которая придет и разрушит этот зимний мир/уничтожит зиму и холод, которых боится автор
девочкой со светлыми волосами, которая сидит в одно из повозок, которую насильно куда-то увозят навсегда
Автор смотрит в прорубь и видит все происходящее там. Можно заметить концетрические круги, как от брошенного камня.
Автор едет на санях с горки наперерез коням.
Автор стоит на трибуне, перед которой проходит парад троек. Сидящие в санях выстроены по росту. Мания величия в общем. Внутри звучит парадный марш.
Автор — теща! Ее хоронят — рвут баяны!
Диагнозы
Спацефобия (боязнь пустого пространства): заполнил все жуткими людьми, которые на него смотрят.
Агорафобия.
Страх слишком быстрых перемен: все утечет, когда снег растает.
Страх вулканов и их извержений, так как действие картины происходит на вулкане, а снег — это пепел.
Танатофобия:
все погибнут, потому что их закручивает в воронку
все погибнут, потому что действие происходит на поверхности замерзшего озера, которое растает и все утонут
Страх шума
Арахнофобия (страх пауков), потому что ноги лошадей напоминают паука
Страх темноты, потому что
художник все заполнил светом (и солнечным без солнца, и звездным, и электрическим)
если убрать с картины все, то получится унылый пейзаж, изображающий страх художника, поэтому он заполнил все пространство образами, реально не существующими
Страх солнечного света (гелиофобия), потому что много сочетаний красного и желтого, плюс сюжетом выбрана Масленица (проводы темного времени суток, что удручает художника)
Клаустрофобия
Страх воды, потому что автор расположил себя высоко от земли, где он не касается снега (то есть воды)
Страх бегущей воды, потому что лошади бегут по льду, под который вот-вот провалятся, и все погибнут
Страх огня и пожара, потому что изобразил пылающие пожары в домах, плюс языки пламени на средней повозке
Социофобия, потому что автор как бы смотрит на происходящее через окно, так как боится оказаться рядом с людьми внизу
Боязнь комет и солнечных затмений, потому что на картине изображено типичное солнечное затмение посреди дня
Страх утонуть, потому что на картине вместо воздуха — вода
Страх быстрой езды, потому что лица у сидящих в повозках очень напряженные, нерадостные
Термофобия, потому что все теплые цвета утоплены в холодном снеге
Боязнь ночи и темноты (никтофобия)
Эпилепсия, выраженная в детализации, и на картине есть все необходимое, кроме жизни
Отдельно было высказано мнение, что загадка не имеет ответа, так как, судя по описанию профессора, пациент был онейроидом. В остром состоянии такие пациенты лежат неподвижно, переживая разного рода галлюцинации и живя в воображаемом мире. В общем, картин в таком состоянии писать невозможно.
Различные мнения
Обратите внимание на левый нижний угол, в котором течет речка, в ней колосья, трава, и на детей вверху на горке, которые едут вниз, и на течение и расположение реки!
У автора был, видимо, запущенный случай маниакально-депрессивного синдрома, то есть все эти сани с конями и дети — все мчатся прямиком в реку (в тартарары), автор посылает их на верную смерть (характерные суицидальные наклонности?), некая безвыходность, то есть САМА БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ПРАЗДНИКА, ведь праздник закончится всеобщей трагедией.
(+ все эти мамаши с колясками, преспокойно стоящие поодаль и мирно наблюдающие исход…)
Это кладбище. После этого на картину страшно смотреть стало. Люди не в санях — они из-под земли как бы наполовину вылезли. Фобия — боязнь смерти. ОНИ ИДУТ… Идут… УЖЕ ВЫКАПЫВАЮТСЯ…
Здесь изображен пейзаж какого-то реально существующего дурдома, причем вид из больничной палаты.
Если бы я появился на этой картине, то стоял бы один. И никому до меня небыло бы дела. Мамы говорят о чем-то СВОЕМ, дети играют между СОБОЙ, люди едут по СВОИМ делам. Эта картина передает одиночество. А нормальный человек полного одиночества долго не стерпит…
Finita la commedia
Всё кончилось фейлом. Был создан аккаунт какбэ профессора Филина, заявившего, что правильного варианта названо не было, но он скоро-скоро все расскажет. Конечно, Филин больше не прилетал, хотя очень многие, затаив дыхание, ждали, когда пророк откроет им глаза.
ОЙ, ЛЮДИ!!! Я вам открою глаза сейчас! Я этим вопросом мучилась еще 6 лет назад, когда заканчивала тот самый институт, где преподавал
тот самый Филин. В то время я перерыла весь интернет — не нашла ни одной ссылки на эту тему, не нашла даже такой картинки (как сейчас выясняется, это и не картина вовсе, а миниатюра на шкатулке). Мне это показалось странным, потому что действительно в то время изображение этой картинки было на рекламных щитах то ли банка какого-то, то ли шоколада — я уже не помню. И мне показалось странным, раз картина такая известная и имеет такую печальную историю автора, должно быть хоть что-нибудь…
И вот я очень рада этой теме, спустя столько лет. История была такая же — Филин нас заразил этой идеей и обещал на следующем уроке раскрыть тайну. Так продолжалось весь семестр или два
(сколько там этот предмет шел). Обе наши группы ходили как в кино на его лекции. По дороге, на переменах всё обсуждали с ним, давали ему свои идеи, а он их отклонял, ну все по сценарию, как описал аффтар.
Так вот, с высоты прожитых лет, а также проанализировав его приемчики, которые он на нас отрабатывал, мы с нашими одногрупниками пришли к выводу, что нет никакой загадки — это был трюк, для того, чтобы привлечь наше внимание к его лекциям. Ну вот вам пример его приемов (это было по теме): он спрашивает нас “один мой знакомый спокойно перешел ленинский проспект в час пик, в
тот момент когда в обе стороны неслись машины по 5-ти полосам со скоростью 80-120 км\ч, и остался цел и невридим. Невозможно? Хотите знать как это ему удалось?” Ну мы тут давай всякие предположения ему: по подземному переходу, но проводам с шестом, гаишником он был, ну и я уже не помню — короче всякую хрень… Он опять спрашивает: “Хотите знать?” А мы, как бараны, все хором, подогретые интересом: “ДАААААА”. Он говорит одной девушке: “Возьми бумагу и сложи самолетик — мне так надо для объяснения”, она сложила и передала ему. Дальше мы ждем в нетерпении, ну что же он нам щас тут покажет с этим самолетиком…
А ничего. Смысл его истории был лишь в том, чтобы получить самолетик. Таким образом он продемонстрировал, как можно манипулировать людьми.
Вообще манипулирование людьми — его пунктик, он много лекций посвящал этой теме… Ну а нам это было очень интересно…
Может быть в этом и заключался ключ — преподаватель заинтриговал своих слушателей и обеспечил практически 100% посещаемость на свои лекции? И в этом как раз и заключался сакральный смысл его слов «Единственная его подсказка была: дело не в мелких деталях».
Или еще вариант:
Картина, репродукцию которой профессор Филин показал своим студентам, на самом деле какое-то время висела в холле гостиницы Украина. Но тот буклет, который показывал филин, не совсем точно показывает все ньюансы. Дело в том, что картина была полностью написана на стекле.(кстати, размещенное здесь фото явлеется сканированной-пересканированной копией картины - отсюда и вводивший в заблуждение сгиб по середине, и обрезанные края картины, на которых явно видны сколы).
Ну так вот..Вы спросите, почему на стекле? И почему из этого следует, что автор картины был глубоко больным человеком?
Все просто. В холле больницы, где наблюдался наш пациент, стоял аквариум. Так вот, сутками напролет наш бедолага сидел около этого аквариума, не видя и не слыша вокруг себя НИЧЕГО. Просто он был рыбкой в том аквариуме, на одной из стенок которого ему разрешили нарисовать (а точнее перерисовать одну из имеющихся в том же холле) картину, чтоб он-рыбка не сильно боялся замкнутого пространства в этом аквауриме. Он просто думал, что он рыбка.