ХУЯС
Эта статья рассказывает о какой-то антинаучной хуйне.
Если вы — физик, химик, биолог или просто слишком хорошо помните школьную программу соответствующего курса, вам лучше ее не читать. В противном случае вы рискуете умереть от смеха. Мы предупредили.
Этой фитюлькой можно запитать квартиру и завод, машину и самолет, космическую ракету и морской лайнер… Генератор Росси в ближайшие годы может отправить “на пенсию” атомные и гидростанции, газовые, угольные и прочие ТЭЦ, не говоря уже о солнечных батареях и ветродвигателях. Разорятся страны и целые регионы - поставщики углеводородов. Короче, на России генератор Росси поставит крест!
Комсомольская правда цитирует конспирологов, декабрь 2014
ХУЯС (Холодный Управляемый Ядерный Синтез; эльф. Low-Energy Nuclear Reactions, LENR) — оккультное учение о добыче энергии из воздуха, земли, огня и воды путём трансмутации химических элементов в комнатных условиях.
Движение свидетелей ХУЯСа возглавляют гуру, среди которых встречаются как откровенные жулики со сложной судьбой, так и слетевшие с катушек инженерды. Основным религиозным символом и предметом поклонения является р-р-реактор — светящаяся хреновина с проводами для втыкания в розетку, изготовленная гуру во время общения с космосом. Как эта хреновина работает — никому толком не известно, а слишком настойчивые расспросы считаются троллингом и вызывают агрессию. Прокачанный адепт, имея при себе стеклянную банку и радиоконструктор, может отапливать небольшое помещение, зажигать взглядом лампочки, а в перспективе легко заменит Саяно-Шушенскую ГЭС. В присутствии непосвящённых мудаков чудеса прекращаются, поэтому основными занятиями свидетелей ХУЯСа являются мытьё мозга и сбор бабла на обустройство светлого будущего, в котором каждый сознательный гражданин сделается чубайсом и петриком в одном лице. Мудаки же либо уверуют в ХУЯС, либо не спасутся.
История
Первые сведения о несомненном ХУЯСе относятся к III в. н. э., когда античным академикам удалось превратить медь в золото. К счастью для мировой финансовой системы, их секреты погибли вместе с Александрийской библиотекой. После долгого периода варварства ХУЯС расцвел буйным цветом в Европе XIV‒XVI в. В те времена всякий просвещённый король или герцог считал своим долгом пригреть у кошелька какого-нибудь ушлого алхимика. Последние, впрочем, придумали немало полезных вещей, например фарфор.
Увы, в наши дни навыки обращения с такими продвинутыми ингредиентами, как помёт летучих мышей или месячная кровь девственницы, давно и прочно забыты, да и химическую свадьбу сестры с братом многие сочтут недопустимой операцией.
В 1989 году прародителями современного научно-фантастического ХУЯСа угораздило стать британско-пиндосских учёных М. Флейшмана и С. Понса. Когда они заперлись в лаборатории и в очередной раз занялись неуставным электролизом тяжёлой воды на палладиевом катоде, температура воды внезапно подскочила.
— Это Нобелевка! — подумал Флейшман и запостил статейку в журнал.
Однако враги и завистники, у которых изготовленный по тому же рецепту ХУЯС не сработал, направили на Флейшмана и Понса большие чёрные счётчики Гейгера и заявили, что во время опытов у тех попросту заглючил градусник — иначе обоих свидетелей ХУЯСа пришлось бы нести вперед ногами в хранилище ядерных отходов.
Только что основанный в штате Юта НИИ ХУЯС распустили. Флейшмана и Понса бессрочно забанили в тех журналах, где они привыкли комментить и постить. Epic fail.
А у нас кругом ХУЯС, а у вас?
На бывшей 1/6 суши старейшиной свидетелей ХУЯСа по праву считается Борис Болотов — экс-диссидент и действующий бредогенератор, почётный многочлен Славяно-Арийской Академии Наук, основоположник лечения клинической смерти яблочным уксусом. Собственноручно открыл второе сердце у человека, аппарат для перегонки воды в нефть и более 9000 новых химических элементов. Неопровержимо доказал, что в организме курицы происходят ядерные реакции, в ходе которых вырабатывается кальций для яичной скорлупы. Non penis canis est.
В 1983-м году козни завистников довели Болотова до освидетельствования в дурке и срока, по его словам, за антисоветскую пропаганду, на самом же деле — за мошенничество. Пребывая в криворожской тюрьме, он не терял времени даром и научился превращать свинец в золото и платину при помощи сварочного аппарата. К сожалению, срок закончился раньше, чем технология была доведена до совершенства, а посидеть ещё начальство не разрешило. Так что воз и ныне там, в Кривом Роге.
Первое включение установки (начало 89-го года): плотность тока 1 А/мм2 — вспышка, в межэлектродном пространстве выделилось столько энергии, что контейнер оплавился. Однако стрелка дозиметра не шелохнулась — ядерной реакции нет. Срочная реконструкция оборудования, новый эксперимент, плотность тока 10 А/мм2 — реакции нет, контейнер опять не выдерживает. И так день за днем: 100, 1000, 10 000, 100 000, 1 млн. А/мм2 — стрелка не шевелится (это уже начало 90-го года). «Ну, — думает Болотов, — все, последний опыт и, если ничего,— сдаюсь». 10 млн. А/мм2 — стрелка дернулась, лампочка загорелась!
Менее известен, но вполне эпичен плазмотрон Вачаева aka «Энергонива», вырабатывающий из монооксида дигидрогена всю таблицу Менделеева. Как видно из истории болезни, Вачаев и его ученики купились на идею Болотова: если взять какое-нибудь вещество и расхуячить его мощным импульсным током, что-нибудь да получится. Несомненным результатом данного ХУЯСа стала диссертация дочки Вачаева. Но о промышленном производстве металлов из воды ничего не слышно и по сей день.
Нам повезло быть лично знакомыми с Анатолием Васильевичем, участвовать в экспериментах на «Энергониве» и анализировать полученный порошок. После того, как в 2000 году Вачаева не стало, работы на кафедре в данном направлении прекратились. Никому из его последователей не удалось воспроизвести процесс в полном объеме.
Злые языки, впрочем, утверждают, что уральский изобретатель, опередивший свое время, набирал воду слишком близко от хтонического комбината «Маяк».
В конце 1980-х кишинёвский инжынегр Юрий Потапов, работая над охлаждением пожарных скафандров, открыл вихревой теплогенератор: оказалось, что при поступательно-вращательном движении воды по трубе её температура растёт, а значит, где-то происходит неиллюзорный ХУЯС. Пожарные вряд ли обрадовались, однако в отличие от предыдущего девайса, работа Потапова не была похерена, и нынче кавитационные теплогенераторы с КПД более 9000% — вполне успешный лохотрон (см. сюда). Предположительно, секрет фокуса в волшебных пузырьках, которые образуются после вброса воды в вентилятор, но, может быть, тут порылось торсионное поле.
Работа над настоящей теорией вихревого теплогенератора началась лишь после выхода в свет нашей книги [9], в которой изложены начала теории движения, приходящей на смену теории относительности А. Эйнштейна.
.
Мегаваттные котэ
В 2011 году итальянский свидетель ХУЯСа Андреа Росси внезапно изобрел прибор под названием E-Cat (от эльф. Energy Catalyzer), в котором под воздействием мозговых полей экспериментатора из 1 г никеля в течение нескольких месяцев выделялось 1‒2 кВт. Конструкция чуть менее чем полностью была скопипизжена у престарелого гуру Серджио Фокарди — впрочем, гуру не возражал.
Массовое производство персональных АЭС, подкреплённое баблом инвесторов, должно было начаться в том же 2011 году, однако выяснилось, что не всякий потенциальный хомячок обладает ментальной мощью автора. Поэтому за следующие 5 лет публика узрела лишь несколько отчётов об испытаниях E-Cat с участием прикормленных профессоров (отчёт, разбор полётов), а также многочисленные бюллетени о здоровье и настроении Андреа Росси. Что, однако, не поколебало веры многочисленных последователей в холодное ядерное будущее.
Где-то на просторах Пиндостана был возведён промышленный нагреватель атмосферы мегаваттного класса. В 2015 году стартовало эпохальное испытание сего агрегата продолжительностью 400 дней и 400 ночей. В случае успеха покупатель — сомнительная конторка Industrial Heat LLC, насосавшая бабла у инвесторов, — должна была выплатить Росси 89 мегабаксов в дополнение к 11 мегабаксам аванса. Однако после 352 дней и ночей нагревания атмосферы убер-девайс выключили (апрель 2016), и стороны подали друг на друга в сцуд. Заседание продолжается. Show must go on!
В основном E-Cat состоит из трех частей:
- керамическая или железная труба;
- нихромовая нагревательная спираль;
- источник питания, подключенный к розетке.
Внутрь трубы насыпают порошок никеля и алюмогидрида лития и закупоривают концы жаропрочным цементом. Под напряжением девайс нагревается как бы сильнее, чем положено по законам физики, электромагнитное поле градуирует себя вдоль спина, а внутри никель постепенно превращается в медь (ранняя версия E-Cat) или меняется соотношение изотопов никеля и лития (после апгрейда — видимо, чтобы не связываться с алхимией). Поскольку Росси всякий раз лично насыпал порошок в реактор и извлекал содержимое в конце опыта, этот результат никому не удалось повторить. А вот намерить избыточное тепло удавалось многим — см. статью ХУЯС или не ХУЯС?.
К чести Росси надо заметить: в начале 1990-х он мотал срок отнюдь не по той причине, что его компания по производству нефти из старых покрышек — Petroldragon за 10 лет не продала ни капли нефти, а попросту за мошенничество, имевшее место при банкротстве предприятия. Затем, опасаясь дальнейших судов на родине, съебал за океан, где умудрился впарить доблестной местной армии гениталий на гусеничном ходу походные генераторы, работавшие максимум на 15% от ожидаемой мощности (пруф, см. начало 2000-х). Но как знать — может, с третьей попытки он таки сделался кристально честным человеком.
Как это работает
Говоря коротко — никак. Любой из известных ХУЯСов производит энергию только за счёт ошибок измерения, ловкости рук и самообмана. Но слово «работает» люди понимают по-разному. Запилив нетривиальный ХУЯС, можно стать гуру и припудрить мозг десятку-другому школьников и пенсионеров, повёрнутых на технике, а после многолетних неустанных трудов — украсить своим хитрющим еблом зомбоящик и вступить обеими ногами в РАЕН. Наиболее одарённые субъекты затем присасываются к доверчивому бизнесмену или к госкормушке.
Вечная головная боль для инженеров ядерного синтеза заключается внезапно в том, что ядра атомов положительно заряжены и отталкиваются друг от друга (а иначе хуй знает, что осталось бы от этого вашего уютненького мира). Чтобы заехать в крутую горку на автомобиле с одной передачей, надо как следует разогнаться — вот и с потенциальным барьером та же фигня. Физика утверждает, что для преодоления взаимной неприязни требуются весьма высокие энергии частиц, то есть температура от 10 миллионов по Цельсию или Кельвину (тут один хрен); полезно также и давление. Неплохие условия — в центре Солнца, например. Там атомные ядра летают как угорелые и зачастую склеиваются лоб в лоб, выезжая на встречку. Православный термоядерный синтез, воплощенный в мегастройке ITER, обещает году этак к 2035-му честно решить проблему за счёт наращивания температуры, давления и времени удержания плазмы, если раньше не иссякнут сотни нефти, выделенные на строительство, или не помешает армагеддец.
Вполне себе работают приборы, разгоняющие ионы в небольших количествах электромагнитным полем: от настольных игрушек до БАК — но при этом расходуется на несколько порядков больше энергии, чем выделяется. И вот хоть убейся об стену, а жалкий зазор между атомами дейтерия в молекуле D2 не даёт добраться до халявы. Без нагрева ядра не сливаются и энергию не отдают. Отсюда — неистребимое крышесносное желание отыскать современный философский камень — катализатор реакции синтеза. После Флейшмана, Понса и ещё пары дурацких историй вполне кошерный холодный синтез превратился в мерзопакостный ХУЯС, которым достойные мужи занимаются исключительно за запертыми дверьми и в глубокой тайне.
Наиболее известные разновидности ХУЯСа в девичестве были научными гипотезами, не нашедшими экспериментального подтверждения.
- Суть ХУЯСа Флейшмана, Понса и примкнувшего к ним Росси заключается в свойстве отдельных металлов (здесь — палладия и никеля) поглощать водород и его изотопы в некислых количествах. Была надежда, что атомы дейтерия и трития, напиханные как попало в кристаллическую решетку палладия, возьмут да и сольются в экстазе. ЧСХ, первые опыты такого рода делали ещё в 1920-е годы. Однако не взлетело — ни тогда, ни потом. Цирк уехал, клоуны остались.
- Пузырьковый ХУЯС, на котором в 2008 году погорел пиндоиндус Рузи Талейархан, был основан на навязчивом желании принять винрарнейшее явление — сонолюминесценцию, слово-то какое! — за то, чем она не является. При схлопывании пузырьков, возникших в воде под действием мощного ультразвука, в самом деле образуется плазма с температурой до 50000K. Но отсюда до преодоления барьера — как до Плутона на собаках. Незадачливый Рузи пытался обосновать, что схлопывание пузырька в тяжелом ацетоне (дейтерий вместо водорода) даёт намного более высокие температуры, а если ещё и посветить на эту мерзость пучком нейтронов, то будет православный термоядерный синтез. Но не срослось: завистники уличили Рузи в подтасовке экспериментальных данных, отобрали гранты и забанили в университете. Словом, хотел как лучше, а получился ХУЯС.
- ХУЯС в кавитационных теплогенераторах — жалкое подобие пузырькового. Авторы даже не пытаются обосновать наличие ядерных реакций или благоприятных условий. Пузыри — значит, ХУЯС, и баста.
- С плазмотронным ХУЯСом Болотова и Вачаева та же загвоздка: температура плазмы — всего лишь десятки тысяч градусов. Якобы до 500000K, — но что-то многовато для девайса, собранного на коленке. Ну, а физика гарантирует, что для синтеза металлов нужны реально адские условия: от миллиарда градусов.
Итак, честным способом получить ядерную энергию нельзя, поскольку никаких ядерных реакций в ХУЯСе не происходит. Что остаётся? Конечно, хитромудрый подсчёт!
Начинающему гуру ХУЯСа полезно заучить несколько правил:
- Внешний вид реактора не слишком важен. Для корпуса пригодится старый чайник, кусок водопроводной трубы, любая банка или колба. Хорошо, если хреновина светится оранжевым или голубым светом, причём неонки, светодиоды и прочие свистелки-перделки использовать не рекомендуется. Спецэффекты должны органично вытекать из конструкции. Например, классная штука — подогрев воды ультразвуком.
- Всякий ХУЯС-реактор потребляет электричество (из батареек, аккумулятора или розетки) и вырабатывает тепло. При измерении тока на входе нужно обсчитаться в меньшую сторону, а при подсчете калорий — в большую. Неочевидным образом ошибиться в 2‒3 раза сумеет и полный нуб, на 2 порядка — лишь мастер. Складывать и умножать следует безукоризненно, ибо иначе весь кайф обломает первый же мудак, вспомнивший про калькулятор Windows.
- На первых порах превосходные результаты даёт измерение пульсирующего тока дешёвым китайским мультиметром, но с мудаками, имеющими познания в электронике, номер уже не прокатит.
- Среднюю температуру девайса следует контролировать термопарой от того же мультиметра, закрепив её в наиболее горячей точке. Затем тепловые потоки рассчитываются по формулам для абсолютно чёрного сферического коня в идеальном газе. В умелых конечностях данное кунг-фу выносит мозг не только домохозяйкам, но и некоторым проффесорам, не теряя свежести вплоть до мирового уровня.
- Для охмурения небыдла понадобится теория, опровергающая нахер всё: от школьной механики до квантовой и от основ матана до Эйнштейна. Теорию можно высосать из собственного МПХ, но это трудно, долго и больно. Разумнее посоветоваться с каким-нибудь фриком пенсионного возраста — он будет только рад, и даже интегральчики нарисовать поможет.
Почему это развод
Методичка для разоблачителей незатейлива, но до сих пор сбоев не давала.
- Известны весьма точные и надежные методики калориметрии (измерение количества выделившегося тепла, а не того, что вы подумали). Но каждый изобретатель ХУЯСа придумывает уникальный способ измерения энергии термопарой через жопу, вместо того чтобы положиться на специалиста с откалиброванным прибором.
- Все ХУЯС-реакторы подключаются к электросети. Если бы, как утверждается, ХУЯС вырабатывал в 3, 4, 10, 20, 25 раз больше, чем потребляет, то не составило бы великих трудов запитать вход от выхода и выдернуть вилку из розетки. Ни один изобретатель этого почему-то не делает.
- Реакторы замечательно нагреваются лишь под контролем изобретателя и в отсутствие профанов, высматривающих замаскированные кабели. Попытки воспроизвести реактор заканчиваются либо тем, что копия работает, но иначе (у преданных последователей), либо трансмутацией копии в кусок чугуния (когда не хватает веры).
- Большинство известных ядерных реакций сопровождается быстрыми нейтронами и гамма-излучением. Причём тепловыделение порядка киловатта — это чуть более чем дохуя и вполне достаточно, чтобы создать в комнате уютную обстановочку 4-го энергоблока ЧАЭС. Но ни в одном опыте мощная радиация не была зарегистрирована, и ни один подопытный изобретатель кустарного ХУЯСа не пострадал от лучевой болезни. Разумеется, никому не попадались и радиоактивные изотопы, хотя их в разы больше, чем стабильных.
- В Китае чипы с миллиардами транзисторов клепают со свистом, а вот ядерных жопогреек в «Эльдорадо» что-то не наблюдается. Думаете, в XXI веке, когда консервные банки бороздят просторы Марса и т. д., работающий ХУЯС так трудно поставить на конвейер? Вы серьёзно?
- Если внутре прибора идёт неустановленная реакция с выделением большого количества тепла, скорость протекания которой растёт с ростом температуры, то почему эти ваши ХУЯкторы не взрываются? И где, скажите, добрый и вечный стратегический ХУЯК на 100500 мегатонн?!
И однако…
Реакции ядерного синтеза при низких температурах — не миф. Например, нет сомнений в реальности мюонного катализа или в наличии термоядерной реакции в фузоре Фансворта. BTW, последний можно невозбранно купить или сделать самому из спичек и желудей, если руки прямо растут. Но в этих процессах расходуется намного больше энергии, чем вырабатывается. На текущий момент человечество не в курсе, как ещё можно хакнуть кулоновский барьер. Тот, кто поймёт и реализует в железе, получит неплохие шансы на прижизненное отлитие в граните, если только заинтересованные лица превентивно его не шлёпнут.
В мемориз
- Ничего сверхъестественного я не совершил, - поясняет Борис Васильевич, - как я предполагаю, любая рыба способна проделывать нечто подобное своими жабрами: расщеплять водный атом кислорода на азот, водород и дейтерий - получается воздух, которым она дышит.
Легко решается и обратная задача - получение воды из воздуха. Нужно лишь небольшое количество катализатора, который притягивает группу атомов ОН к атому водорода. 100 граммов катализатора, по подсчётам Болотова, обеспечат 1 тонну воды в сутки. Вот, к примеру, и решение проблемы исчезающего Аральского моря - вернуть его в прежние берега можно за считаные месяцы.
Реализовывать трансформацию одного элемента в другой не только Болотов умеет. Он доказал, что курица запросто превращает кремний в кальций. Для этого несушку достаточно посадить в клетку и полностью убрать из ее рациона кальций, но вволю давать кремний. Курица будет аккуратно нести яйца, причем со скорлупой из кальция, как и обычно.
Похожим образом стетоскоп даёт терапевту разнородную информацию об организме пациента. Различные способы приложения стетоскопа предоставляют мне целый спектр информации, которую датчики температуры и давления, расходомеры дать не в состоянии. Я узнал об этом около десяти лет назад, когда работал на НПЗ(…)